Прежде чем купить мотоцикл, решите, зачем он собственно вам нужен. Ответ «покататься», который дает едва ли не половина посетителей мотосалонов, вряд ли устроит продавца или консультанта. Времена, когда мотоцикл «Иж», а если повезет, то и «Ява», подходил на все случаи жизни, прошли. Продукцию отечественного мотопрома можно сразу отмести. Не из ненависти к российскому производителю, а из любви к себе. Достаточно сказать, что мотоцикл «Урал», самый мощный и серьезный из производимых в России, без существенных изменений выпускается более 60 лет (в девичестве он был BMW). «Урал» потребляет топлива не меньше, чем ВАЗ-2108, расходует масла как ЗИЛ-130, а по количеству времени, требуемого на его ремонт и обслуживание, может сравниться с Ил-86. Отдельные же конструктивные недоработки, как, например, подтекание масла из главной передачи на тормозные колодки, могут лишить владельца не только желания кататься на мотоцикле, но и физической возможности делать это, равно как и все другое.

Современные мотоциклы иностранного производства можно с известной долей условности поделить на несколько групп. Первая и самая скоростная — СПОРТБАЙКИ. Их отличает выскооборотистый и очень мощный двигатель (до 200 лошадиных сил), обилие пластиковых обтекателей и характерная для эмбриона посадка водителя с согнутыми в коленях-локтях руками-ногами. Все нацелено на достижение мотоциклом максимальной скорости (свыше 300 км/ч) и максимального же ускорения (менее 3 секунд до 100 км/ч на серийных образцах). Водитель спортбайка воспринимает других участников дорожного движения как расставленные по дороге в шахматном порядке неподвижные препятствия: проехать Москву из конца в конец занимает максимум полчаса вне зависимости от загруженности улиц. На свободной дороге — московские любители скоростей предпочитают, за неимением лучшего, МКАД или Кутузовский — разгоняются до 250—270 км/ч. Для супербайка скоростной предел ограничивается состоянием покрытия. Инспектора ГИБДД уже давно отчаялись привлекать гонщиков к ответственности, поскольку поймать спортбайкера живым невозможно. Недостатки спортбайков обусловлены их же достоинствами. Высокооборотистый форсированный двигатель живет относительно недолго (по сравнению, скажем, с моторами чопперов); полусогнутая поза быстро утомляет седока; а пластиковый обтекатель, нижнюю кромку которого отделяет от земли несколько сантиметров, очень легко разбить. Хотя у спортбайков есть отдельная и агрессивная городская категория — STREETFIGHTERS. «Стритфайтеры» так же мощны, но менее уязвимы. Пластика на них минимум. Упал, если жив, подкрасил мотоцикл — и поехал. До следующего раза.

Для шустрой езды по городу также хороши мотоциклы ЭНДУРО. С большими колесами, мощной и надежной подвеской, на эндуро с легкостью можно штурмовать полуметровые бордюры, кататься по газонам и подниматься на крутые горки (или соскочить с трамплина без риска повредить мотоцикл). На эндуро хорошо гарцевать: на светофоре поднять мотоцикл на заднее колесо и проехать так несколько десятков метров. С эндуро вы найдете, чем заняться на даче: для объезда окрестностей — лугов, полей, оврагов и пляжей — лучше машин нет. Ну, кроме КРОССОВЫХ мотоциклов, не предназначенных для перемещения по дорогам общего пользования, а потому не имеющих поворотников, спидометра и прочих благ цивилизации. Однако вид и назначение эндуро отпугнет любителя спокойной, размеренной езды.

Для них особый и самый культовый класс мотоциклов — ЧОППЕРЫ. Их родовые признаки: длинная передняя вилка — на самоделках до двух метров, обилие хрома и кожи, дефорсированный, желательно V-образный двигатель большого объема, тяговитый на низких оборотах, высокий руль-рога «для проветривания подмышек» и расслабленная посадка — ноги вытянуты вперед. Гордая посадка тем не менее не спасает от ударов под зад: поскольку ноги вытянуты вперед, удары передаются прямо в пятую точку. На чоппер приятно посмотреть и его приятно послушать. Звук «Харлея», классического чоппера, запатентован! Хорошо настроенный басовитый гул, доносящийся из выхлопной трубы, может сорвать аплодисменты на байкерской тусовке. Маневренность чоппера в потоке невысока. Однако он и предназначен для спокойной, полной чувства собственного достоинства езды. Самые универсальные мотоциклы — так называемая КЛАССИКА, с вертикальной посадкой водителя: от головы до ног можно провести прямую вертикальную линию. Чтобы было понятней — мотоцикл «Ява». Под классику подпадают также и мотоциклы гран-туризмо: максимально комфортные, предназначенные для дальних поездок. На шестицилиндровой Honda Gold Wing есть не только магнитола с четырьмя колонками, звук которой увеличивается по мере набора скорости, но и круиз-контроль. Правда, и цена Honda Gold Wing сопоставима со стоимостью автомобилей этой же марки. Хороший мотоцикл, пусть даже и подержанный, стоит не меньше $4 тысяч.